содержание:
Антифонт
Ретроспекция бесконечного
Выход?
Альтернативная философия математики
Приложение-новые
методы
Вычисление длины дуги:
альтернативные формулы
Применение новых формул
Новые
тригонометрические формулы
О доказательстве формулы
Доказательство формулы Антифонта
Формулы для вычисления числа пи
Вычисление кривых
Кому это нужно?
|
“Интерес философов к основаниям математики возник
как результат той исторической случайности, что связала некоторые
области математики с философией… Тем не менее, с устойчивостью этого
интереса следует считаться, хотя и сожалея о бедности философии.”
Хао Ван.
Ретроспекция бесконечности.
Родоначальником своеобразной древнегреческой философии принято
считать Фалеса (650-546 до н. э.), одного из семи мудрецов с острова
Милета, создателя ионийской(милетской) школы. Обладавший математическими
знаниями египетских жрецов, финикийцев и вавилонян, сам впервые
применявший доказательства для геометрических теорем, Фалес ищет единые
первоначала мироздания и пытается создать рациональную, свободную от
мифологии систему знаний. Он занимается астрономией, вычисляет время
солнечных затмений, обозначая связь натурфилософии и математики.
Появление на исторической сцене легендарного Пифагора, создавшего
собственную пифагорейскую школу, делает эту связь неразрывной: "элементы
чисел являются элементами всего сущего", следовательно познавая числовые
закономерности можно познавать законы мироздания.
Так случилось, что первые древнегреческие философы были математиками,
а логика математических доказательств оказалась основным средством для
построения философских теорий. Истоки своеобразия древнегреческой
философии очевидно нужно искать в уникальных демократических традициях
греков. В отличие от других, иерархических культур древности, здесь
недостаточно было просто продекларировать свои идеи относительно
строения и происхождения окружающего мира,- жаркие публичные дискуссии
требовали убедительности доводов и логичности умозаключений выдвигаемых
теорий,- и математика была тому лучшей порукой.
Но, пожалуй, самым необычным древнегреческим философом был Гераклит
Эфесский (550-480 до н.э.), попытавшийся в одиночку, через самопознание,
объять необъятное (обладая несомненным поэтическим талантом он имел
мировоззрение скорее художника или поэта, чем математика). Гераклит
взглянул на противоречивый и изменчивый мир не односторонним, а
всеобъемлющим, "космическим" взглядом, затронув такие вопросы Бытия,
которые рождаются в подсознании человека на высшем, интуитивном уровне и
не поддаются простым логическим объяснениям: как понять множественность
бытия и единство сущего; в чём глубинная суть всякой вещи и как понять
причину её появления и становления. Как осознать и определить тот
неуловимый миг, что разделяет уже прошедшее от ещё не наступившего,- по
сути бытиё и существует в этом неуловимом, всегда ускользающем моменте!
Энергия мира рождается от взаимодействия противоположностей, непрерывно
перетекающих из одного в другое и управляемое великим Логосом. Всё - во
всём! Каждый элемент Бытия содержит в себе бесконечное число бесконечно
малых частей общего. Всякая вещь - Космос! Река времени, впадающая в
собственный источник...
Любая попытка перевести концепцию Гераклита на математический язык
невозможна без понятия континуума - бесконечности, непрерывности,
множественности, текучести. Понятие непрерывного движения - создаёт
образ беспредельного.
Подобно изречениям оракулов учение Гераклита очень метафорично и
многосмысленно: "бытие, происходящее в противоборстве вещей,
схватывается мыслью, живущей противоречием речи". Он в отчаянье, что его
не понимают. Философ выбирает одинокую и нищую жизнь, отказавшись от
высоких титулов и приглашения в Афины, где его идеи пользовались
огромным влиянием.
И, как бы подтверждая идею Гераклита о непрерывном взаимодействии
противоположностей, вскоре на другом конце средиземноморья, в греческой
колонии на юге Италии, в городе Элея, появляется мыслитель, не согласный
с теориями ионической школы - Парменид (515-445 до н.э.), основатель
элейской школы, к которой относят Зенона, Мелисса, Эмпедокла, Левкиппа.
Парменид предлагает использовать для познавания Бытия не иррациональные,
противоречивые, интуитивные ощущения, а методы рациональных, логических
рассуждений и чётких определений, подобных математическим. Основы Бытия
ему представляются целостными, неподвижными и неизменными, т.к. в
отличие от стороннего взгляда Гераклита, он сам движется вместе с
потоком времени - то, что уже прошло и то, что ещё не наступило - не
Бытиё, а его иллюзия. Подобно пифагорейцам, он отвергает понятие
беспредельного: Бытиё изменяется и протекает во времени только "по-видимости",
"по-истине" же оно должно схватываться мыслью вместе со своими пределами
и ограничениями, а не рассыпаться в неопределённой беспредельности. В
своём познание необходимо опираться на опыт, а не на интуицию.
Иными словами, во избежания логических противоречий, Парменид предлагает
рассматривать статическую и ограниченную модель мироздания, вместо
динамической и беспредельной модели Гераклита.
(Очевидно, концептуальное различие идей Перменида и Гераклида
заключается в том, что Парменид предлогает за основу трёхмерную модель
мироздания, в отличие от четырёхмерной модели Гераклита, где в одной из
координат проявляется Время, которое тогда (да и сейчас)не было
достаточно канонически определено).
После второго разгрома в 450 году до н.э. пифагорейской школы и
вынужденную иммиграцию её представителей, идеи элейского мыслителя
завоёвывают большую популярность в древнегреческом мире, перемещаясь в
юго-восточные района Балкан. К середине V века до н.э., во многом
благодаря группе политиков и философов демократического направления во
главе с Периклом, о них стало широко известно и в Афинах, которые
становятся центральной ареной грандиозного столкновения двух великих и
непримиримых мировоззренческих концепций. Их противостояние в явной или
скрытой форме не закончилось и поныне.
... С конца 50-х годов V века до н.э. Перикл (490-429 до н.э.)
возглавил демократическое движение в Афинах. Прекрасное образование,
свобода мышления, ораторский талант и огромная популярность в обществе
ставят Перикла ( в 443г. до н.э.) во главе Афинского государства. 14 лет
его правления оказали огромное влияние на историю не только древней
Эллады, но, как оказалось, и всей европейской цивилизации. "Золотой век
Перикла"! Невиданные ранее общественно-социальные реформы за очень
короткий срок превращают Афины в торговый, культурный, духовный центр
Великой Эллады, колонии которой простираются от берегов Чёрного моря до
западных окраин Средиземноморья. Пьянящий воздух Свободы манит в Афины
лучшие умы античного мира.
В 455 г. до н.э. из малоазийского города Клазомены по приглашению
Перикла прибывает сюда Анаксагор (500-428 до н.э.), который становится
первым профессиональным философом. Лекции Анаксагора крайне необычны для
того времени,- они наполнены новаторскими материалистическими идеями и в
них нет места для всемогущих и вечных богов. Анаксагор объясняет
естественными причинами возникновение землетрясений, лунных и солнечных
затмений. Небесные тела - это огромные раскалённые камни, а первооснова
мироздания - это хаос бесчисленных, делимых до бесконечности, малых
материальных частичек- омфомерий, которые организуются в Космос под
воздействием высшего разума.
Многое в учение Анаксагора вызывало удивление и смущение в сознание
афинян, но они не могли себе представить, каким разрушительным для
сложившейся системы познания окажется логическое оружие, применённое
Периклом в идеологической борьбе со своими политическими противниками -
это были т.н. апории Зенона (друга и ученика Парменида и учителя
Перикла), самые известные из которых: "Дихотомия", "Ахиллес", "Стадий",
"Стрела".
Если следовать предложенной грекам логике и считать, что
деление любой величины (в том числе и отрезка) возможно до
бесконечности, то бегун никогда не сможет преодолеть дистанцию (и даже
тронутся с места), т.к. ему вначале необходимо преодолеть 1/2 часть
дистанции, но и до этого 1/4 часть дистанции, но ранее 1/8, 1/16 и так
до бесконечности. Но невозможно пройти бесконечное количество частей
дистанции за конечный отрезок времени! Из этого следовало, что либо не
существует движения, либо деление до бесконечности невозможно!
Или: если некая вещь состоит из бесконечного числа элементов, каждый из
которых имеет какую-либо величину, то данная вещь будет бесконечно
большой! Не меньший абсурд получится и в том случае, если каждый элемент
не имеет величины - их бесконечно большая сумма никогда не создаст вещи,
т.к. будет равна нулю.
Такое привычное и казалось бы естественное понятие как бесконечность,
которое логически и математически отражало непрерывное движение мира и
единение первоначал бытия, вдруг рассыпалось в необъяснимых
противоречиях. Безупречная логика рассуждений греков оказалась в тупике,
из которого казалось нет выхода. Абсолютная зависимость математических и
общефилософских построений античной науки приводила к тому, что терялся
важнейший элемент познания мира - логичность рассуждений и строгость
доказательств, - ничего невозможно доказать.
В политических дебатах повержены идеологические противники Перикла, но
под угрозой оказалась система образования. Создавшаяся ситуация больнее
всего ударила по уважаемому и влиятельному слою афинского общества -
профессиональным учителям философии - софистам, которые просто
оставались без куска хлеба. Пытаясь найти выход из создавшегося
положения они переносят свой интерес с вопросов бытия, космоса, поисков
абсолютной истины на более прагматические вопросы реальной жизни. В этот
период времени впервые на философский уровень поднимаются вопросы:
человек и общество, культура и искусство, государство и свобода личности
и т.д.. Но, как это часто бывает в переломные моменты истории,
материалистические идеи перерождаются в скептицизм и нигилизм,
разрушающие сложившиеся морально-нравственные устои общества, или даже в
атеизм и анархизм, разрушающих веру, традиции и само государство.
И вот уже разносится по площадям Афин скептические речи софистов
Калликла, Гипподама, Антифонта, Продика, Крития, Ликофрона. Протагор
(480-410 до) провозглашает: "Нет и не может быть абсолютной истины - у
каждого она своя. И только человек мера всех вещей. А общепринятая
истина принимается большинством граждан условно на какой-то период."
Горгий (480-380 до н.э.): "Если ничто не доказуемо, то значит ничто
непознаваемо. Если ничто непознаваемо - ничто не существует!"
возврат далее
|