содержание:
Антифонт
Ретроспекция бесконечного
Выход?
Альтернативная философия математики
Приложение-новые
методы
Вычисление длины дуги:
альтернативные формулы
Применение новых формул
Новые
тригонометрические формулы
О доказательстве формулы
Доказательство формулы Антифонта
Формулы для вычисления числа пи
Вычисление кривых
Кому это нужно?
|
Ошибка Антифонта.
Древняя Греция. Афины, пятый век до н.э.. Антифонт - одна из ярких и
противоречивых фигур в античной истории. Философ-софист, неугомонный
спорщик, скептик и критик установленных правил и общественных норм.
По Антифонту: свобода и независимость мышления - это и есть истинная
мудрость. Оппонент Сократа не признающий, что познание истины неизбежно
приведёт ко всеобщему благу, что источник зла - это только невежество, и
что достаточно вразумить человека и зло будет побеждено. Но что есть
Добро и Зло? Ведь эти понятия не абсолютны, а субъективны и относительны
и во времени и пространстве: то, что для одних является благом, для
других - это несчастье; то, что сегодня кажется справедливым, завтра
оказывается произволом.
Антифонт уже тогда, на заре становления государственных идей, не верит
в построение идеального государства, которым правят честные мудрецы, - к
сожалению, природа человека такова, что личное часто бывает выше
общественного, а государственные структуры, суды всегда можно подкупить
и они будут на стороне богатых. И даже в условиях демократии всегда
найдётся искусный оратор, который за плату ловкой речью и словесной
эквилибристикой сможет Ложь представить Истиной.
Антифонт - первый нигилист и первый анархист, считающий государство
насилием над данной самой природой высшей ценностью - свободой личности
человека. Но скептицизм Антифонта не опускается до примитивизма,-
диалектически он конечно признаёт необходимость государственных законов
и первым в истории трактует их в духе вынужденного общественного
договора, регулирующего социальную жизнь.
Неустрашимый глашатай Свободы, Антифонт первым открыто выступает
против лицемерия афинской демократии, основанной на рабстве и угнетении
других народов, - люди всех рас и национальностей равны от рождения. Он
сам подаёт пример, освобождает рабыню и женится на ней как на свободной
женщине, хотя понимает, что общество ему это не простит. Родные
отказываются от него и он лишается не только наследства, но и права
посещать народные собрания и даже служить в армии, что могло дать ему
средства к существованию. Тогда Антифонт изучает ремесло и зарабатывает
на хлеб своим трудом, что для граждан Афин считалось недопустимым и
недостойным. Смело декларирует идеи равенства, братства, справедливости:
"Не унижайте людей, если вы не хотите, чтобы унизили вас" (и это более
чем за 4 века до Иисуса!).
"Мы делим людей на варваров и греков, на знатных и простых;
знатных мы уважаем, простой народ презираем. Но при этом мы сами
поступаем как варвары, так как нигде не презирают так простой народ, как
у варваров: вот, например, египтяне считают только египтян людьми, а
всех прочих людей варварами, в том числе и греков. А в действительности
между людьми нет никакой разницы: все рождаются голыми, все дышат
воздухом, едят руками". Антифонт, "Истина".
Люди идут к нему за "уроками мудрости". Он мог бы быть пророком, но,
как один из первых материалистов, не очень-то верит в богов - всё
происходит по законам природы, всё в руках человека!
...Его вечный спор с Сократом жизнь рассудила по-своему, - оба
философа-гуманиста будут оклеветаны и предстанут перед демократичным
греческим судом: одного из них навечно отправят в темницу, а другому
предложат выпить бокал яда...
Сократ не писал философских трудов, но оставил после себя двух
великих учеников - Ксенофонта и Платона, которые обессмертили его имя.
Антифонт же написал сочинение под названием "Истина" ("Правда"), которое
вскоре предали полному забвению, и в течении 2,5 тысячелетий имя
Антифонта если и упоминалось, то только в насмешливом тоне, как нелепого
персонажа сатирических произведений. Не сохранилось даже дат его
рождения и смерти... Но в начале XX века при раскопках в египетском
городе Оксирихе в выгребной яме был обнаружен небольшой отрывок книги
Антифонта, благодаря которой стало известно о жизни и судьбе
свободолюбивого философа из Афин.
Но даже если бы этой книги не нашли, Антифонт занял бы своё место в
Истории. Ведь согласно древним свидетельствам - это тот самый математик,
который, будучи заключённый в темницу, не потерял там присутствия духа и
стал единственным в мире человеком "решившим" древнейшую и самую
знаменитую в математике задачу, известную под парадоксальным названием -
"квадратура круга".
Полного решения, предложенного Антифонтом, не сохранилось, но
считается что оно состояло в следующем: производя последовательно
удвоение сторон вписанного многоугольника, он получал в конце-концов
многоугольник с очень большим числом сторон, которые, по-мысле Антифонта,
должны совпадать с соответствующими им дугами окружности. Но, так как
для любого многоугольника можно с помощью циркуля и линейки построить
равновеликий квадрат, то такой квадрат можно построить и для данного
круга.
Конечно такое наивное решение сейчас вызывает только улыбку, но сама
задача квадратуры круга имеет очень глубокие корни. Например, ещё
II тыс.до н.э. у египетских математиков
находятся первые решения задачи, как построить квадрат, равновеликий
данному кругу, или определить соотношение между окружностью и её
диаметром. В папирусе Ринда, написанным Ахмесом говорится, что сторона
квадрата, равновеликого площади круга, равна восьми девятым диаметра
(так что p = 3,16). У древних вавилонян и евреев принималось, что
окружность ровно втрое больше диаметра и следовательно, p=3. У греков
квадратурой круга занимался Анаксагор (во время своего пребывания в
изгнании) и Гиппократ (V в. до н.э.). Динострат спрямил окружность при
помощи построения особой кривой "квадратриссы". Архимед (287-212 до
н.э.), вычисляя периметры вписанных и описанных 96-ти угольников и
показал, что периметр вписанного многоугольника с любым числом сторон
всегда меньше, а описанного - всегда больше длины данной окружности, и
что величина p заключается между пределами 31/7 и 310/71... Ламберт в
1761 г. доказал, что π
иррациональное число и не корень из рационального числа, т. е. что ни
π, ни π2
не могут быть представлены натуральными дробями. Лежандр первый
высказал мысль, что π должно быть
число трансцендентное. Эрмит в 1873г. показал, что основание логарифмов,
т. е. число е- трансцендентное, а Линдеман в 1882 г. на основании таких
же соображений показал, что и π есть
число трансцендентное, а потому не может быть корнем алгебраического
уравнения. Следовательно, задача квадратуры круга невозможна при помощи
только линейки и циркуля, т.к. в этом случае приходится строить число
π, а свойства прямой линии и круга,
как показывается в аналитической геометрии, состоят в том, что какое бы
ни было задано построение прямых и окружностей, все точки пересечений
таких линий дают отрезки, длины которых вычисляются из ряда уравнений
первой или второй степени.
Наверное нелепо в XXI веке серьёзно говорить о задаче, решение
которой давно стало символом тщетности усилий и математической
безграмотности. Да и вообще, что тут можно сказать нового, ведь вопрос о
квадратуре круга давно решён отрицательно и закрыт окончательно и
бесповоротно, но существуют отдельные странные моменты, связанные с
историей решения задачи Антифонтом. Например, от Плутарха известно, что
лучшие математики того времени (в том числе Платон, Евдокс) посещали в
темнице Антифонта и были удовлетворены его решением (!), а ведь
требования к строгости доказательства в то время была не ниже
сегодняшних. Или странные строки Аристотеля в 3 гл. "Физики":
"... опровергнуть квадратуру круга, данную посредством
сегментов, надлежит геометру, а квадратуру Антифонта — не его дело, ...
ведь такое рассмотрение имеет философское значение."
Из этого
высказывания можно сделать странный вывод: либо решение Антифонта
геометрически выглядело неопровержимо, но основывалось на иных,
альтернативных математических или философских принципах, либо оно вообще
было не геометрическим!?
Так что же произошло 2,5 тыс. лет назад в Афинах, что так долго
волновало сознание математиков и философов? В чём заключается, возможно
нераскрытая, тайна Антифонта? Чтобы разобраться с этим, необходимо
вспомнить важнейшие моменты истории, ибо детерминизм рассматриваемых
здесь вопросов совершенно очевиден.
...Когда опускаешься по лестнице времени на два с половиной
тысячелетия, вдруг поражаешься удивительным параллелям с настоящим
временем. Такое впечатление, что история математики сделала гигантский
виток, и некоторые проблемы древности проявляются вновь на более высоком
уровне. Может быть где-то там, в далёком и драматичном прошлом
европейской цивилизации, оказавшейся на распутье в выборе методов
познания окружающего мира, было упущено что-то, что постоянно напоминает
о себе...
Возврат далее
|