Всё новое – хорошо забытое старое.
(...?...)
Представление чисел в виде прямолинейных отрезков было принято в математике с древнейших времён, ещё далеко до Пифагора. И даже, возможно, существовала числовая шкала из рациональных чисел, (что фактически не препятствовало созданию системы перпендикулярных осей). Но великолепная гармония арифметики и геометрии была нарушена примерно в 5 веке до н.э. в связи с изучением свойств пропорций, в частности геометрического среднего в отношении a:b=b:c. Дело в том, что введение в отношение священной для того времени единицы, неизбежно приводило к рассмотрению свойств диагоналей квадрата ( в частности квадратного корня из двух ), а значит к построению несоизмеримых отрезков, т.е. иррациональных чисел! (По существующей легенде Пифагор даже утопил в связи с этим одного из своих лучших учеников).
Раскаты той далёкой катастрофы донеслись и до нашего времени. В пропорции предложенной Декартом (или Ферма?) впервые после 2-х тысячелетий вводится числовой единичный отрезок, который фактически возвращает единение числа и геометрии. Но с другой стороны, возрождает некоторые давние противоречия, которые могли проявиться в геометрическом доказательстве Великой Теоремы Ферма. (Поразительно, но оказывается ещё на заре древнегреческой математики знали в общем виде следствия "Великой Теоремы Ферма", ведь в геометрическом виде она провозглашает тоже самое: недопустимы построения с использованием n-степенных отрезков без нарушения т.н. "принципа соответствия"!) ...И когда в 19 веке на первый план вновь вышли нерешённые проблемы относительно обоснования анализа и существования актуальной и потенциальной бесконечности, то вначале Коши и Гаусс используя понятие предела, а затем Вейерштрасс и Контор, дав арифметическое определение иррационального числа, попытались сделать тоже, что и в античные времена сделал Евдокс. Несколько отличной от них оказалась теория Дедекинда. А сторонники Л.Кронекера и вовсе отказались принимать теорию актуальной бесконечности. Таким образом сложнейшие теории наслаивались одна на одну, и даже теперь, когда всем известно дедекиндово сечение, мало кто, положа руку на сердце, сможет просто и доходчиво объяснить, как иррациональные, которые невозможно представить в виде конечного числа, в то же время могут соответствовать конечным отрезкам.
Могли ли древние математики догадываться, что невозможно построить на плоскости прямоугольный треугольник со сторонами, равным многостепенным отрезкам? В принципе ничто этому не препятствовало. С древнейших времён было известно, например, что в окружность единичного диаметра можно вписать бесконечное число прямоугольных треугольников так, что вершины их углов находились на линии окружности. Все эти треугольники имеют соотношение сторон: x2 + y2 = 1
Рис.4
Тогда просто подставив числовые значения для xn и yn при n>2 можно сразу увидеть, что такие треугольники не вписываются в общие правила, а значит - не существуют. ( Ещё 1000 лет назад узбекский математик Хамид ал-Хадженди утверждал, что уравнение x3 + y3 = z3 не имеет решений.)
Конечно, в то время не существовало строгово доказательства на этот счёт, но знание подобных недоразумений было очевидно. Не зря же на протяжении тысячелетий в математике категорически избегали построений многостепенных отрезков и фигур из них.
Всё это сдерживало развитие математики и, в частности, системы координат.
Приложение: Зенон Элейский (около
450г. до н.э.) - ученик Перменида, философа-консерватора, который учил, что
разум постигает только абсолютное бытиё и что изменение есть только кажущееся.
Это приобрело математическое значение тогда, когда в связи с такими задачами,
как определение объёма пирамиды, стали заниматься бесконечными процессами. Здесь
парадоксы Зенона с некоторыми давними представлениями бесконечного. Всегда
считалось, что сумму бесконечно многих величин можно сделать сколь угодно
большой, даже если каждая величина крайне мала ( ∞×ε = ∞), а
также что сумма конечного или бесконечного числа величин размера нуль равна нулю
(n×0=0, ∞×0 =0). Критика Зенона была направлена против
таких представлений, и его четыре парадокса вызвали такое волнение, которое
дошло и до нашего времени. Эти парадоксы стали известны благодаря Аристотелю под
названиями Ахиллес, Стрела, Дихотомия (деление на два) и Стадион.
Они сформулированы так, чтобы подчеркнуть противоречия в понятиях движения и
времени, но это вовсе не попытка решить такие противоречия. Ахиллес. Ахиллес и
черепаха движутся в одном направлении по прямой. Ахиллес куда быстрее черепахи,
но, чтобы её нагнать, ему надо сначала пройти точку Р, из которой черепаха
начала движение. Когда Ахиллес попадёт в Р, черепаха продвинется в точку Р1
. Ахиллес не может догнать черепаху, пока не попадёт в Р1, но
черепаха при этом продвинется в новую точку Р2. Если Ахиллес
находится в Р2, черепаха оказывается в новой точке Р3
ит.д.. Следовательно Ахиллес никогда не может догнать черепаху. Дихотомия. Допустим, что я хочу
пройти от А до В по прямой. Чтобы достичь В, мне надо сначала пройти половину
(АВ1) расстояния АВ; чтобы достичь В1, я должен сначала
достичь В2 на полпути от а до В1, и так до бесконечности,
так что движение никогда не сможет начаться! Аргументы Зенона показали, что конечный
отрезок можно разбить на бесконечное число малых отрезков, каждый из которых -
конечной длины. Они показали также, что мы встречаемся с затруднениями при
объяснении того, каков смысл заявления, что прямая "состоит" из точек. Вероятно
сам Зенон не представлял себе, к каким математическим выводам приводят его
рассуждения. Проблемы парадоксов Зенона неизменно возникают в ходе
философских и теологических дискуссий, а также отношении потенциальной и
актуальной бесконечности. Считается, что рассуждения Зенона прежде всего были
направлены против пифагорейского представления пространства как суммы
точек.