на главную страницу

 


 

 

содержание:

Антифонт

Ретроспекция бесконечного

Выход?

Альтернативная философия математики

Приложение-новые методы   

Вычисление длины дуги: альтернативные формулы

Применение новых формул

Новые тригонометрические формулы

О доказательстве формулы

Доказательство формулы Антифонта         

Формулы для вычисления числа пи

Вычисление параболических кривых

Кому это нужно?

Два  заблудившихся воздухоплавателя решили снизиться к земле и уточнить своё местонахождение у случайного прохожего:"Уважаемый! Скажите пожалуйста, где мы находимся?" Пешеход долго и внимательно рассматривал обратившихся к нему людей, а затем очень серьёзно  ответил:"Вы находитесь на воздушном шаре", и невозмутимо  продолжил свой путь... После минутного замешательства один из ошарашенных путешественников обратился к своему напарнику:"Чёрт побери, могу поспорить, что мы нарвались на математика!" "Почему ты так думаешь?" "На лицо три верных признака: во-первых, он долго думал, прежде чем ответить; во-вторых, его ответ был безупречно точным; ну и в-третьих, для нормального человека его ответ абсолютно бесполезен!"

(Старый анекдот.)

За чем и кому это нужно?

   Лет десять я задавал себе эти вопросы, не решаясь публиковать формулы, - зачем этот возврат на столетия, или даже на тысячелетия назад. Какая практическая польза от тривиальных методов дихотомии, ведь высшая математика предлагает отработанные алгоритмы решения разнообразных задач? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо ответить на один из важнейший и очень полемичных вопросов: каково назначение математики? С древнейших времён человечество относилось к математике как к некому священнодействию, позволяющему познать сокровенные тайны мироздания. Прошлое и будущее, истоки жизни, судьбы народов и личностей, явления природы, периоды катастроф и благоденствий и многое другое - всё взаимосвязано количественными закономерностями, а следовательно, поиски Истины возможно только посредством познания отношений чисел, - так, например, считали пифагорейцы. Начиная с 16-17 века математика, в основном переходит на обслуживание запросов научно-технического прогресса, и не смотря на те высокие амбиции, которые предъявила высшая математика, всё таки главными её достижениями являются получение удобных алгоритмов для практических вычислений (логарифмирование, дифференциальное исчисление, интегрирование и т.п.).  Свою главную функцию, определённую ей с древности,  как посредника (Логоса), в постижении Истины, математика всё же (на мой взгляд) оставляет арифметике,- именно простейшие количественные взаимоотношения проявляются при проникновении науки в фундамент микромира. Высшая же математика, не смотря на неоспоримые достижения, оттеснив на задний план математический атомизм и размыв начальные, основополагающие понятия числа, единицы, множества, точки, дискретности ..., скорее замутила зеркало, отражающее то, что испокон веков называлось Истиной.

Хотя, кто знает в чём предназначение математики? Зачем она была дана человечеству? Для обеспечение научно-технического прогресса необходимым инструментарием практических вычислений, с целью повышения благосостояния или экспансии космоса, или для получение объективной информации об окружающем мире или познание основ мироздания, построенных на математических законах? Что это - необходимая игра человеческого разума или особая форма творчества, отличающая человека от остального живого мира, для создания (или осознания) иного, виртуального, объективного мира,  абстрагированного от субъективного мира наших ложных представлений и чувств?..

И как нам, существующим только мгновение по отношению к вечности математики, судить о полезности или целесообразности математических объектов? Мы можем только интуитивно ориентироваться на ощущении внутренней гармонии той или иной формулы...

Не могу здесь не привести и известные комментарии К.Якоби:

"...очевидно господин Фурье считает, что конечной целью математики является общественная польза и объяснение явлений природы; но такой философ, как он, должен знать, что единственной целью науки является возвеличить человеческий ум, и при таком подходе вопрос о числах столь же значителен, как и вопрос о системе мира..."

 

 Харди как-то заметил, что "настоящая" математика "настоящих" математиков отличается тем, что она почти всегда бесполезна, с точки зрения практического использования. И только время здесь справедливый судья.

Не скрою, что оценка математических работ по такому критерию меня сильно воодушевила :) , но если серьёзно, то очень хотелось взглянуть на общепринятые понятия собственным, независимым взглядом, заглянуть на обратную сторону (altera pars) математики...

 

 

 Возврат   

 

  Каталог сайтов Всего.RU Рейтинг@Mail.ru

Хостинг от uCoz